Сильнейший фильм, который я смотрел за последние годы! Хабенский подтвердил свой статус – человечище!
Уже в первые минуты фильма я понял, что попкорн, без которого я обычно не захожу в кинозал, не лезет мне в горло. Фильм начался сразу, без долгих вводных историй.
Железнодорожный состав с еврейскими семьями пришел на полустанок «Собибор» — место, специально выбранное немцами подальше от деревень и огороженное четырьмя рядами колючей проволоки.
Сначала всё прилично, заключенных просят сдать вещи, выписывают им бирки с номерами багажа, прям как сейчас в аэропорту. Когда смотрел на это, подумалось еще, что может обойдется, может были у немцев не только лагеря смерти.
Но, когда женщин с детьми отделяли от мужчин и сказали, что сначала всем надо идти в душ, то память сразу нарисовала образы того, что делали там с людьми. Их сразу вели в газовые камеры!
Снимаю шляпу перед Хабенским за то, что в этом фильме не было ни грамма секса! Я боялся, что он пойдет на поводу штампов, но слава Богу у него хватило разума не смешивать эти вещи!
Поражают сцены того как низко может опуститься человек, сцены неимоверных изощренных издевательств над людьми показаны со всей откровенностью и шокируют на протяжении всего фильма.
Сначала я подумал, что создатели фильма специально сгущают краски, чтобы впечатлить современную «толстокожую» публику, которая видит смерть и кровь ежедневно в новостях по телевизору.
Но я ошибался! Перед тем как написать свой отзыв о фильме Собибор я решил посмотреть, что об этом лагере написано в Википедии и в других источниках, и нашел воспоминания реальных узников концлагеря «Собибор».
После их прочтения я понял, что Хабенский не сгущал краски, наоборот, он даже не показал всего, что творили там нелюди в офицерских погонах.
Очень запомнился эпизод, когда люди бежали из лагеря и заметив раненного начальника лагеря снимали перед ним головные уборы и кланялись.
Казалось бы, проходной эпизод, не будь его, фильм не выиграл бы и не проиграл. Интересно, что хотел этим сказать этим эпизодом Хабенский. Мне показалось сначала, что этим он хотел показать, так называемую «рабскую сущность евреев».
Но потом я прочитал, что Константин Хабенский сам является представителем этой национальности. Вряд ли он стал бы так принижать свой народ…
Обсуждая этот эпизод с одним молодым человеком услышал другую версию, — режиссёр хотел показать насколько евреи вежливые и воспитанные люди….
Не знаю, по мне, режиссер, скорей всего хотел показать автоматический жест, который въелся в людей из – за постоянного страха быть убитым за любой неправильный поступок.
Еще на один момент в фильме я обратил внимание, в каких бы нечеловеческих условиях ни жили люди, чаще всего они предпочитают жизнь. Любую, ничтожную, полную унижений, позора, страха, смерти вокруг, но лишь бы жить!
Эту тему о том, что всё живое хочет жить, я уже затрагивал в статье «я не хочу умирать».
Что это за инстинкт? Для чего он человеку? И можно ли назвать человеком, того, кто готов ради, так называемой, «жизни» терпеть любые издевательства.
Почему я считаю, что фильм хороший? Потому что я уже два дня думаю о нём, два дня я читаю воспоминания наших предков, живших в те годы. Читаю, и снова волосы шевелятся на голове от того ужаса, через который пришлось пройти нашим дедам!
Подводя итог, хочу сказать, что было бы здорово, если бы этот фильм посмотрели все мужчины России от 12 лет.
Молодёжь, воспитанная на американских мстителях и прочих супер героях увидят, как выглядит настоящее зло и поймут, что война — это не веселое приключение, а дикий непрекращающийся ужас, в котором не ясно, кому повезло больше, тому кто погиб сразу или тем, кто выжил и живёт с этим всю оставшуюся жизнь!
Старшему поколению фильм однозначно полезен потому что напомнит о своих стариках, о своих корнях и семейных героях, о которых мы быстро забываем в погоне за сиюминутным счастьем.
С появлением этого фильма можно ответственно заявить, в России появился новый сильный режиссер, умеющий снимать фильмы, которые заставляют человека задуматься. Чему я очень рад!
Андрей, спасибо за рецензию фильма. Обязательно в ближайшее время посмотрю.
Евгений, не горит ))
Спасибо за характеристику фильма! мне всегда СТРАШНО смотреть сцены насилия — просто сразу представляю себя на месте героев...
Я забыл написать, что женщинам не рекомендую смотреть категорически! Вы натуры впечатлительные, не дай бог! Это не для вас!
Согласна...
Сильный фильм, хотя и щосткий.
Режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор» – прежде всего акт социальный, то, что называется восстановлением исторической справедливости.
Дебютная режиссерская работа не нуждающегося в представлении Константина Хабенского идет иным путем, и этот путь, пожалуй, больше подходит для ленты, основанной на реальной истории единственного удачного восстания в нацистском лагере смерти. Конечно, Собибор отображает организацию, подготовку и кульминацию бунта, но главная художественная задача фильма показать ужасное, запредельно жестокое функционирование Собибора.