Странно, что в наш век подделок и фальсификаций я не задавал себе раньше этого вопроса – как определить истинного учителя от ложного и как отличить истинного ученика от того, который учится лишь для придания себе определенного социального статуса.
Кто такой истинный ученик
Уже очень давно я понял и сейчас это подтверждается, что ученик, придя к учителю должен быть пустой чашей, я б даже сказал не просто пустой, а начисто вытертой сухой чашей, жаждущей, чтобы туда плеснули глоток знаний.
Если вы приходите учиться и начинаете сравнивать то, что вы уже знаете, со словами учителя, вы ничему не научитесь. Как бы нам не казалось это правильным, но это ущербная позиция, которая не позволит принять новое знание.
Только истинный ученик жаждет знаний, готов их впитывать жадно и стремиться применять их в своей жизни. Применять! Это ключевое слово!
Что значит применять? Применять, это значит меняться! Меняться, подчиняясь требованию учителя и своему внутреннему импульсу к изменениям.
Изменения в человеке невозможны без этих двух составляющих — внутреннего желания ученика и присутствия учителя в его жизни.
Хочу сделать акцент на еще одно слово в моем определении истинного ученика — применять их в своей жизни. Именно в своей, а не в жизни своих близких!
Ах какой соблазн был у меня по приезду с сессии «Науки жизни» начать учить свою жену, её дочь и всех, кто рядом тому как надо правильно жить! К счастью я вовремя опомнился и загнал своё желание «догнать и причинить добро» поглубже в себя, до лучших времён, когда кто-то из близких сам поймёт, что рядом с ними живёт кладезь мудрости 😊 и сам придёт ко мне с вопросами.
Ведь я сам пришел к своим учителям с вопросами. Никто из них не бегал за мной со словами, ты не так живёшь, остановись неразумный! Я пришел к ним только потому, что мне нравится, как они живут, как они думают, как поступают!
Внешний мир, это лишь отражение внутреннего! Надо выдолбить это на всех стенах моей квартиры и моего офиса! Внешний мир, — это отражение внутреннего!
Нет никакого смысла бегать за всеми с рассказами о том, как правильно жить. Они никогда не изменятся. Но они изменятся сразу, или уйдут из твоей жизни, как только ты перестанешь соответствовать тем вибрациям, на которых они находятся, вернее, находился ты 😊
Боюсь, что понять эту мысль без определённой подготовки будет непросто. Но огромное количество уважаемых мной источников, среди которых Ричард бах (он был первый кто открыл для меня эту грань мира), научные эксперименты в квантовой механике, теория относительности, каббала и веды все говорят об одном, — этот мир иллюзорен.
Реально только твоё сознание, именно оно определяет то в каком мире ты живёшь. Поэтому, если вы чем-то недовольны в своей жизни, своё внимание надо направлять только на изменение своей я-концепции, своих убеждений, которые формируют наш мир.
Возвращаясь к теме вопроса как определить истинного и ложного учителя и ученика.
Есть конкретные ясные признаки, указывающие на то, что перед вами человек, который относится к жизни с позиции ученика, перечислю их в таблице, так будет проще для восприятия:
Истинный ученик | Ложный ученик | |
1. | Ученик не ждёт «Учителя» — он понимает, — вся жизнь, каждый человек рядом, это и есть учитель. | Человек находится в ожидании чуда, волшебного пенделя, когда к нему придёт истинный учитель и откроет нечто такое, что изменит наконец-то его и его жизнь. (сколько себя помню, в детстве и юности было такое ожидание) да что там в детстве, и сейчас оно бывает часто! |
2. | Воспринимает жизненные ситуации как уроки. Урок, — это возможность чему-то научиться, а не повод для бесконечных обсуждений с целью укрепления позиций своей социальной значимости. | Основная концепция — жизнь несправедлива. Я не достоин того, что со мной происходит. Я достоин лучшего. Это лучшее надо забрать у тех, кто им несправедливо владеет! |
3. | Состояние профицита. Любая ситуация открывает новые возможности | Состояние дефицита. Возможности будут доступны только если произойдёт это… А это в моей реальности не произойдет никогда. Все козлы, возвращаемся к пункту 2. |
4. | Бог любит меня. Каждая ситуация в моей жизни складывается для того, чтобы я рос и развивался. Любая сложная ситуация, для меня это как глоток воды для цветка, без неё я не вырасту, засохну. | Бога нет. Ну может есть там что-то, высший разум какой-нибудь. Но его жизнь и моя никак не соприкасаются, у него свои дела, у меня свои. |
5. | Трудности воспринимаются с благодарностью и проживаются осознанно с анализом того для чего они были получены и какие уроки необходимо из них вынести. (Мне до этого еще учиться и учиться!) | Трудности порождают стресс и желание от них избавиться |
6. | Меняет свою жизнь не трогая окружающих | Пытается изменить весь мир, причинить всем добро, сетуя при этом, на то сколько кругом идиотов! |
7. | Разговаривает с людьми для того чтобы понять их точку зрения, обогатится новым опытом, увидеть новые грани этого мира. | Разговор с окружающими, это демонстрация своего интеллекта и навязывание своей точки зрения |
8. | Умеет отделять истинные желания от ложных. Не гонится за пустыми идеалами, рекламными новинками. Живёт скромно, по средствам | Жизнь подчинена демонстрации «какой я». При этом нет понимания, что никому ни ты ни твоя жизнь не интересны. Желания крепко связаны с навязанными рекламой ценностями |
9. | Учится для того чтобы поменять себя изнутри | Обучение, — лишь следствие сложившейся конъектуры, так выгодно, модно, заставили. |
10. | Имеет смелость признаться себе в своих ошибках, и исправлять их по мере возможности | До последнего упирается в своих заблуждениях, пока жизнь начнёт разговаривать с ним не шёпотом любви, а рупором страданий |
11. | Благодарность, — это естественное состояние с которым засыпаешь и просыпаешься | Благодарность? Что это? Мне Мишка еще тридцать копеек не отдал со школы! |
12. | Понимает, что конфликт — это прекрасная возможность проявить новые смыслы в, казалось бы, обычной ситуации. Конфликт при правильном подходе обнажает истинные желания и внутренние потребности спорящих. | Конфликт, это способ слива накопившегося негатива. Выводы не делаются. Ждём следующего конфликта. |
Тонкостей и нюансов в отличиях истинного ученика от ложного можно найти еще массу. Микрокосмос, как и макрокосмос бесконечны, но наша задача сейчас вовремя остановиться и не углубляться в философские дебри. Они лишь добавят деталей, но уведут от главного, см. п 1.
Теперь поговорим об учителях
Здесь мне сложней ориентироваться, знания больше теоретические, чем практические. Но, люди, у которых я учусь дают следующие определения истинного и ложного учителя (наставника)
Истинный учитель | Ложный учитель | |
1. | Всю жизнь находится в позиции ученика. Внутреннее состояние (я только начал восхождение) | Достиг просветления, совершенства. Ему больше нечему учиться на грешной земле. |
2. | Акцентирует внимание на твоих лучших качествах. | Покажет тебе что в тебе не так. Критикует |
3. | Стремиться к тому чтобы его ученик достиг состояния полной самостоятельности, самодостаточной личности. | Стремиться навсегда привязать к себе ученика, прививая мысль о том, что без него ученик потеряется и погибнет в этом грешном мире |
4. | Считает мир совершенным | Считает что с миром надо бороться, побеждать его |
5. | Не учит пока не получит вопроса от ученика | Учит всех и всегда, когда есть такая возможность |
6. | Его жизнь соответствует тому что он говорит, не только на людях, но и тогда, когда его никто не видит | Проповедует одно, а на деле может делать другое |
7. | Вместо готовых ответов на вопросы задаёт вопросы, помогающие ученику самому докопаться до истины | Всегда готов прийти с готовым ответом на любой вопрос, отключая тем самым мышление ученика |
8. | Радуется за успехи своих учеников, даже если их признание в миру выше его признания | Ревнует к успеху своих учеников, никто не должен быть выше учителя. |
9. | Является проводником знаний, не присваивая их себе | Считает себя высшей инстанцией, даёт свои знания, отделяя себя от высшего источника |
10. | Является звеном в ученической цепи, передавая знания от учителя ученику, сам считает себя учеником | Не имеет духовного наставника, является единственным, несущим знание в мир. |
Это далеко не законченный список различий между ложным и истинным учителем. Как и в случае с учеником, развивать эту тему можно бесконечно.
Хотелось бы сказать о том, почему так важно понимать эти различия. Дело в том, что все мы, вольно или невольно, осознанно или нет занимаем одну из этих позиций.
Она определяет наши взаимоотношения с миром и приводит нас к долговременным, стратегическим результатам, достичь которые без смены парадигмы ложного или истинного учителя/ученика невозможно.
К примеру, только позиция истинного ученика позволяет нам воспринимать мир таким какой он есть, без иллюзорных ожиданий, позволяет расширить сознание и выйти из «проблемы» в состояние над ней, для того, чтобы понять для чего дана та или иная ситуация.
Только в состоянии ученика мы можем почувствовать поддержку высшей силы, понять её замысел, принять и пройти очередной урок жизни.
Позиция ученика — это ресурсное состояние, которое позволяет нам развиваться как духовно, так и материально, ибо одно, по моему глубокому убеждению, не отделимо от другого.
И то, что большая часть нашей страны живет за чертой бедности, показывает, на самом деле не то насколько плохи руководители страны, а то, в каком умонастроении находятся люди.
Мне часто приходилось беседовать с теми, кто недоволен своим финансовым положением, общей ситуацией в стране, в мире и всегда они обвиняли в этом кого-то кроме себя. Всегда в этом виноват Путин и правительство, мэр, управляющая компания, коммунальные службы.
Это и есть позиция ложного учителя — я всё знаю, я знаю, как жить не только мне, но и всем окружающим! Вот послушали бы меня и всё бы стало замечательно! Забрать всё у богатых и раздать всё бедным.
Это ущербная позиция, которая ведет к потере здоровья и ухудшению качеств характера. Человек только озлобляется, поскольку решение своих проблем он видит в бездействии или неправильном действии тех, от кого он зависит.
Но он так и будет зависеть от них, пока не сменит парадигму с ложного учителя на истинного ученика. Только эта позиция даёт возможность к изменению себя, и как следствие, мир вокруг себя.
Именно поэтому я выбираю для себя позицию ученика, и надеюсь, что на этом пути смогу быть полезен моим близким и обществу в целом!
Буду благодарен вашим отзывам о том, каким вы видите себя, учеником, учителем и кем бы вы хотели быть в будущем )
Намасте, Я не вижу себя, т.к. Я Есть То, что видит Себя в Тебе.
Кто же Ты на самом деле?
Мудрёно сильно )))
В: Что движет Гуру? Зачем ему это надо?
Махарадж: Печаль и её прекращение. Он видит, как люди страдают в своих снах, и хочет, чтобы они проснулись. Любовь нетерпима к боли и страданию. Терпение Гуру не имеет границ, и поэтому его невозможно победить. Гуру никогда не терпит поражения.
Очень понравилась статья. Согласна с ней полностью. Ты мудр. Силы желаю тебе на твоем жизненном пути. Так держать!
Татьяна, спасибо большое! Не мог сразу просмотреть и ответить на комментарий, поскольку нахожусь сейчас как раз на сессии образовательного проекта «Наука Жизни»
Написано легко о насущном, с вдохновляющим эффектом, благодарю, мне статья помогла разобраться в своей жизни.