Рафтинг по реке БзыбьЧетвертый день в Абхазии обещал быть не менее насыщенным впечатлениями, чем второй, когда мы поехали на экскурсию на Альпийские луга.

Сегодня мы собирались на рафтинг. Для тех, кто не в теме, это сплав по горной реке на специальных надувных плотах.

Воображение рисовало мне, как мы несемся по горной реке зарываясь в буруны волн, махая веслами, отталкиваясь от порогов — мокрые уставшие и счастливые.

Действительность оказалась несколько иной. Но, обо всём по порядку.

Рафтинг по реке Бзыбь в Абхазии

Автобус за нами заехал вовремя, чем мы были очень удивлены, так как, и экскурсия на Альпиские луга и экскурсия в Новый Афон начиналась с опозданием на 40 – 50 минут от заявленного времени.

У нас даже был экскурсовод, дама около 30 лет от роду, весьма образованная и заметно эти гордившаяся. Видимо, она понимала, что для Абхазии её уровень образования действительно был выше среднего.

Признаться, это было заметно – речь, манеры, выдавали признак интеллекта и гордости за себя такую неординарную.

Именно она по пути к сплаву рассказала нам столько интересного про историю Абхазии, что захотелось посетить каждую из тех деревень, которые мы проезжали.

Конечно же, я ничего не запомнил, но я запомнил главное – это интересно, и я хочу там еще раз побывать. А значит, как экскурсовод, она свою задачу выполнила.

Единственное, что меня покоробило в её рассказе, это её рассказ о двух колоннах в поселке Бзыпта. Как она их назвала – «колонны дураков», так их мол называют местные люди.

Опоры моста в п. Бзыпта

Из её слов следовало, что появились они при правлении всё того же царя Александра III, который одобрил строительство новоафонского мужского монастыря и много других инициатив, способствующих развитию этой окраины Российской империи.

В числе прочего было начато строительство железной дороги. Эти две колонны должны были стать частью моста железнодорожного пути, соединяющего Новый Афон с центральной Россией.

Что там не получилось, то ли инженеры что-то намудрили, то ли экономисты посчитали, что выгодней дорогу вести в другом месте. В общем, две колонны остались не у дел. И с тех пор, мол местные абхазы назвали их колоннами дураков!

Русские дураки, те, которые принесли сюда культуру и бурное развитие этой горной дикой страны с феодальным строем, те, которые строили здесь железные дороги и театры, те, кто взял под защиту малочисленный народ… дураки… ну-ну… Где бы вы были, если бы не эти дураки…

Уже на полпути выяснилось, что большая часть группы едет не на сплав, а на экскурсию на озеро Рица. На наш вопрос, а как же мы? Нам было сказано, мы вас там высадим, а потом, на обратном пути заберем.

Ничего страшного, сплавитесь и подождете нас часа четыре! Нормальная подстава! Такого мы не ожидали!

Но, делать нечего, в историю мы уже ввязались, надо прожить всё что нам сегодня приготовлено.

На перевалочном пункте, где нас на первой экскурсии угощали вином и сырами наш экскурсовод пересадила нас на джип, и мы рванули на рафтинг.

Река Бзыбь рафтинг

Водитель разговаривал по телефону и было ясно, что мы опаздываем и все ждут только нас.
Меня это слегка удивило, я ожидал, что нас для начала посадят и проведут какой-то инструктаж, но нет, всё было проще.

Подъехав к спуску горной реки, мы быстро разделись до плавок, на нас накинули (именно так) спасательные жилеты, даже не застегнув, и показали место куда нам садиться на плотах.

О плотах имеет смысл рассказать подробней. Это три надувные лыжи (тримаран) увязанные между собой досками!!! Хуже всего было тем, кто сидел посередине, они всю дорогу сидели на жестких досках. Маше, как раз досталось именно такое место.

Нас поместилось там 12 человек, по 4 на лыжу. Я сидел слева, в середине, мне даже досталось весло. Что с ним делать, как управляться мне не объяснили.

Из того, какая подготовка предшествовала отплытию (никакая) я сделал вывод, что и сплав в плане сложности будет никакой.

Я почти не ошибся. Большую часть сплава мы спокойно плыли по реке, любуясь спокойным течением и густо заросшими зеленью крутыми берегами.

Сплав по реке Бзыбь

Четыре или пять раз нам приходилось грести веслами изо всех сил, чтобы не налететь на какой – либо камень, и это впечатлило!

Именно здесь я впервые понял, что значит по-настоящему «бороться за жизнь». Это реальное чувство, когда ты понимаешь, что именно сейчас от твоей силы и выносливости зависит твоя жизнь, жизнь тех, кто рядом и жизнь твоего ребенка. Меня, до мозга костей городского жителя, это впечатлило, скажу я вам!

Я наверно сейчас это усугубляю, но, тогда рассуждать было некогда. Когда тебя несет на камни, и ты понимаешь, что, если ты не отвернешь, то есть риск переворота тримарана. И тогда руки сами инстинктивно гребут так, как никогда в жизни не гребли.

В общем, у меня от этого рафтинга остались хоть какие – то интересные захватывающие впечатления. Маша же, кроме того, что отсидела на жесткой доске свою нежную попу, не получила ничего!

Сам сплав по реке занял, по ощущениям минут 40 или час, вполне прилично. Лично я, за это время, успел подустать махая веслом, поэтому, когда мы повернули к берегу, я был этому рад.

Но, на этом экскурсия у нас не закончилась, нам надо было еще ждать, когда вернется с экскурсии на озеро Рица наш автобус. Пока мы их ждали, мы успели позагорать, несколько раз искупаться в холодной горной речке и даже вздремнуть.

Уехали мы с табора рафтингистов на попутном автобусе часа в 3 дня, нашего так и не дождались. Нетрудно себе представить насколько мы были голодные, мы не ели с утра, и на месте стоянки рафтингов перекусить было нечего. О том, чтобы мы брали еду с собой, нас никто не предупреждал. Жесть!

Водитель автобуса, на котором мы ехали назад, был типичным представителем своего народа. Музыка из динамиков орала так, что даже в автобусе без окон закладывало уши. Весёлый парень! Видимо южная экспрессия, драйв, это у них в крови. Ну что ж, менталитет такой, не отнять.

Общие впечатления от посещения Абхазии

1. Очень жарко! Мы были в начале августа, жара стояла за тридцать. Жарко и влажно!

2. Все тебя пытаются нагреть на бабки. Может я не справедлив, но впечатления от первой и второй экскурсии сложились именно такие.

Я специально спрашивал у женщины, которая нам продавала экскурсии, сколько еще надо брать с собой, за что надо будет доплачивать? Всё, всё, всё, не надо больше ничего, говорила она!

Вместо этого, по 500 рублей с человека мы отдали только за то, что нас всё-таки довезли до места назначения на Альпийские луга. Если бы не доплатили, то не доехали бы! А сколько разводов было на вино, мёд, тарзанку, фотки с животными…

В Новом Афоне доплачивали за дачу Сталина. Впрочем, возможно, я мало отдыхаю, и Абхазия в этом плане не является исключением. Но здесь я и не говорю, что они хуже всех, но чувство, что тебя обманывают от общения с ними, осталось.

На рафтинге нас просто не успели развести, как оказалось позже, перед отправлением со всех собирали деньги за фотографии, мы же опаздывали, поэтому пропустили этот увлекательный процесс.

3. Знаменитого южного – абхазского гостеприимства, о котором столько говорится, я не заметил.

Ни один местный житель при виде меня не расплывался в радушной улыбке, не звал в дом пить вино и чачу. Обслуживание в гостинице не отличались по уровню сервиса с нашими анапскими гостиницами. Дежурная улыбка при встрече – не более.

Подозреваю, что дело в половой принадлежности. Южные мужчины гораздо более приветливо относятся к нашим женщинам, чем к мужикам, и это предсказуемо.

Более того, это стало для меня проблемой! Дочь нельзя было отпускать ни на шаг. Девочки в 14 лет зачастую выглядят старше своих лет, моя не оказалась исключением.

Пока мы были на экскурсиях или гуляли по городу, у меня создавалось ощущение, что каждый из местных мужиков, у кого была хоть малейшая возможность заговорить с ней, делал это, не взирая на то, что рядом стоит отец.

Даже не представляю, как они вели бы себя с ней, если бы она была одна! В общем, альфа-самцы smile Каждый smile За что им конечно уважуха, но за дочку было реально боязно.

4. Дороги. Качество покрытия на федеральных трассах и туристических маршрутах, в основном, хорошее. По городу, сравнимо с Анапой.

5. Коровы. Неизгладимое впечатление от Абхазии оставили коровы. Как пехоту называют царицей полей, так коров можно назвать царицей дорог Абхазии. Со слов нашей девушки экскурсовода, большинство аварий на дорогах случается по вине коров.

И это похоже на правду! Они стоят, лежат, сидят, жуют везде, где им вздумается. Поэтому, лихачить на дорогах, особенно в тёмное время суток, категорически не рекомендуется!

Коровы Абхазии

Пока мы ехали с рафтинга до Сухума я сбился со счета, сколько раз мы видели этих спокойных животных. В больших карих глазах коров, провожающих нас мудрым взглядом, читалось лёгкое любопытство и вселенское спокойствие!

Коровы на дорогах

Глядя на них думалось, что, они-то точно знают, чего хотят от жизни! Все тайны мироздания уже познаны, все загадки разгаданы.

Ах если б они умели говорить, эти абхазские коровы! Сколько тайн они рассказали бы нам, вечно ищущим и не находящим своего счастья людям!

Коровы на дорогах Абхазии

6. Разруха. Жили мы в Сухуме – столице Абхазии. Столице, друзья мои! При этом, после войны, которая закончилась 25 лет назад не отремонтирован даже вокзал!

То есть, главный вокзал страны – ЖД вокзал в Сухуме, стоит с едва отреставрированным фасадом, местами, на нём видны следы пожара.

ЖД Вокзал Сухум

Про то, что внутренние помещения вокзала непригодны для выполнения возложенных на них функций, я вообще молчу – двери заколочены. Работает только небольшая пристройка к вокзалу.

И таких зданий, как общественных, так и просто многоквартирных домов, множество! Не одно, не два, десятки! Это я видел их на центральных улицах. Полагаю, что где-то в дали от центра следы войны присутствуют еще более наглядно.

Следы войны в Сухуме

Разрушенная сталинская железнодорожная станция в Новом Афоне, о которой я уже говорил, добавила понимания, что разруха не от войны. По другим городам Абхазии я не гулял, но, почему-то думаю, что там не лучше. Если они столицу в порядок привести не могут…

Заброшенные здания в Сухуме

По этому поводу, приведу целиком цитату великого мастера слова, Булгакова, который сказал устами своего героя профессора Преображенского следующее, цитата – «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?

Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах» — конец цитаты.

Сколько можно кивать на прошедшую четверть века назад войну?! Что сделано народом за годы независимости?

Признаться, я не услышал от наших экскурсоводов о каких-то достижениях народного хозяйства, которых народ Абхазии достиг за время независимости.

Дом возле жд вокзала Сухум

Может они есть, но, не рассказали. Вместо этого, в глаза бросается вид зданий на центральных улицах, стены которых посечены осколками снарядов, взорвавшихся 25 лет назад!

Но при этом, с каким пафосом и гордостью каждый из них говорит о победе в войне с Грузией! И всё? А что вы еще сделали, чего добились?

Знаете, пишу об этом и тут же провожу аналогию с Россией. У нас тоже воспевают патриотизм как нечто такое, что цементирует нацию, делает её великой!

Но не только же победой в Великой войне нужно гордиться. Хочется уже и каких-то современных достижений, о которых можно с гордостью говорить «сделано в России».

Хотя, в случае с Россией есть некоторые отрасли экономики, которыми мы имеем право гордиться:
— Военная техника
— Радиоэлектроника
— Космос
— Строительство
— Сельское хозяйство
— Малый бизнес, представителем которого я имею честь являться.

Возможно, я слишком оптимистично смотрю на жизнь, но мне кажется, что пусть медленно, но Россия встает после горбачёво-ельцинских преобразований, которые втоптали в грязь всё что связано с русским, с Россией.

Резюмируя, если в двух словах сказать свои впечатления о поездке в Абхазию, то понравилась погода, природа, море. Не понравилось отношение к туристам и какой-то пафос в отношении себя любимых.

И последнее, о чём я хотел я рассказать в истории с Абхазией, это про то как проверить мёд, не отходя от прилавка, об этом я расскажу в следующей статье.