В представленном материале не только точный календарь экадаши на 2015 год, но и правила проведения ведического поста, а так же личный опыт автора и впечатления от практики ведических традиций.

Для людей незнакомых с ведической культурой слово экадаши не вызывает ни каких ассоциаций. Открою секрет, ни чего страшного в этом слове нет, обозначает оно – пост, и произносится с ударением на первую «а». Вначале дам академическую информацию по данной теме, а затем расскажу о том, как я практикую этот день, что мне это даёт, и как я себя чувствую во время поста и после него.

Академическая информация об Экадаши

Слово экадаши в переводе с санскрита обозначает – одиннадцать. То есть пост на 11 лунные сутки с полнолуния и с новолуния. Всего получается 2 раза в месяц.

Назначение Экадаши

экадаши

Основное назначение поста – духовный рост. Пост в этот день сжигает плохую карму, соответственно увеличивает количество хорошей кармы. Происходит очищение на физическом, ментальном и духовном плане.
Оздоровление организма, исцеление от разных заболеваний происходит как побочный эффект, но это не цель экадаши.

Предписанные правила проведения Экадаши

В этот день необходимо, по-возможности, как можно больше времени посвятить Богу. Это могут быть молитвы, любое служение во имя Бога, чтение священных книг, воспевание святых имён Бога.

Утро следует начать с душа и весь день содержать тело и мысли в чистоте и уравновешенном состоянии. Важно помнить, что плохое настроение, гнев, обиды в этот день не способствуют вашему очищению. В таком состоянии пост теряет смысл. Не рекомендуется в этот день спать днём и бриться.

Строгий стандарт предписывает полное воздержание от еды и питья. Но, простым смертным, тем, кто не живёт в храме, можно практиковать облегчённый вариант Экадаши, исключив из рациона всю убойную пищу, это мясо, рыба, яйца, а также зерновые и бобовые.

На физическом уровне такие посты полезны тем, что организм успевает хоть немного вывести токсины, которые мы получаем с тяжёлой пищей.

Если без еды ни как, то наилучшее время приёма пищи это примерно с часа дня и до 6 вечера, один раз.
В случае, если вы не смогли по каким либо причинам сделать пост в экадашный день, разрешается проводить пост на следующий день с выходом из поста на третий день.

Важен не только сам пост, но и выход из него. Выход производится утром следующего дня, через 2-3 часа после восхода солнца. Завтрак желательно сделать из фруктов или свежевыжатых соков. К слову сказать, если вы возьмёте за правило начинать каждое утро с такого меню, то это бодрит намного лучше пресловутой чашки кофе.

Если решитесь голодать насухую, то уделите внимание, как входу в пост, так и выходу из него. Это уже не акадашные, а чисто физиологические правила. За день до поста желательно сократить приём пищи и перейти на фруктовую диету, то же самое и в день выхода из поста. Не следует сразу накидываться на еду. Делайте это постепенно, по чуть-чуть.

Полный перечень продуктов, от которых следует воздержаться в экадашный пост

  • Мясо животных, птицы и все производные,
  • Рыба и морепродукты,
  • Все бобовые, а также все продукты, сделанные из бобов или зерен (пападамы, тофу, кофейные напитки),
  • Все зерновые и производные из них: овес, манка, макароны, рис, кукуруза, пшено, пшеница, любая мука из зерна и бобовых, а также любые блюда с их использованием,
  • питьевая сода, пекарский порошок, прохладительные напитки, некоторые виды творога, некоторые виды йогурта, карамель, конфеты и т. п.,
  • Баклажаны, свекла, помидоры, лук, чеснок, любая капуста (цветная, броколли, белокачанная и т.д.), кокос, семечки подсолнуха, кунжут, грибы,
  • Масла: кукурузное, горчичное, сезамовое и подсолнечное, а также продукты, приготовленные в таком масле, к примеру чипсы,
  • Любые листья: шпинат, салат, капуста, карри, ним, петрушка, укроп, кинза и т.д.,
  • Специи: сезам, тмин, асафетида, шамбала, горчица, тамаринд, фенхель, калинджи, кардамон, гвоздика, мускатный орех и т.д.,
  • Мед,
  • Индийская экзотика: карела (горький лимон), локи, пармал (потол), торой, кунли, бенди, дэта («барабанные палочки»), банановые цветы; а также листья и стебли всех этих овощей.

Диету, в соответствии с вышеперечисленным списком ограничений составляйте себе сами, и без фанатизма.

Помните, главное в Экадаши это не ограничение в еде, главное это мысленно привязаться к Богу.

Забегая вперёд, скажу, что если вы решите провести экадаши в соответствии с этим перечнем, то, чтобы не сходить с ума боясь скушать что-то не то, проведите день просто на фруктах, их можно, любые и в любом количестве.

Перечень разрешённых продуктов

  • Вода и свежевыжатые соки,
  • Свежие и сушеные фрукты и овощи,
  • Орехи (за исключением арахиса),
  • Молоко и молочные продукты,
  • Сахар,
  • Гречневая крупа,
  • Масла: оливковое, ореховое и топлённое сливочное масло.
  • Специи: куркума, черный перец, имбирь и соль.

Календарь Экадаши на 2015 год

Январь Февраль Март
16 января — Экадаши 15 февраля — Экадаши 1 марта- Экадаши
17 января — выход из поста с 8.48 до 11.22 16 февраля- выход из поста с 7.53 до 11.07 2 марта — выход из поста с 7.19 до 10.55
30 января — Экадаши 17 марта — Экадаши
31 января — выход из поста с 8.26 до 11.18 18 марта — выход из поста с 6.38 до 10.38
31 марта- Экадаши

 

Апрель Май Июнь
1 апреля -выход из поста с 7.02 до 8.41
15 апреля — Экадаши 14 мая — Экадаши 12 июня — Экадаши
16 апреля — выход из поста с 6.24 до 8.41 15 мая — выход из поста с 5.19 до 10.44 13 июня — выход из поста с 5.53 до 10.35
29 апреля — Экадаши 29 мая — Экадаши 28 июня — Экадаши
30 апреля — выход из поста с 6.51 до 10.55 30 мая — выход из поста с 4.56 до 10.37 29 июня — выход из поста с 4.48 до 9.35

 

Июль Август Сентябрь
12 июля — Экадаши 10 августа — Экадаши 8 сентября — Экадаши
13 июля — выход из поста с 5.03 до 5.58 11 августа — выход из поста с 5.53 до 11.00 9 сентября — выход из поста с 9.02 до 11.14
27 июля — Экадаши 26 августа- Экадаши 24 сентября — Экадаши
28 июля — выход из поста с 5.27 до 10.53 27 августа — выход из поста с 6.24 до 8.04 25 сентября — выход из поста с 7.20 до 11.21

 

Октябрь Ноябрь Декабрь
8 октября — Экадаши 7 ноября — Экадаши 7 декабря — Экадаши
9 октября — выход из поста с 7.47 до 11.27 8 ноября — выход из поста с 7.50 до 10.45 8 декабря — выход из поста с 8.45 до 10.07
24 октября — Экадаши 22 ноября — Экадаши 21 декабря — Экадаши
25 октября — выход из поста с 7.20 до 10.36 23 ноября — выход из поста с 8.20 до 10.49 22 декабря — выход из поста с 8.58 до 11.18

 

Календарь Экадаши на 2014 год

Январь Февраль Март
11 января — Экадаши 10 февраля — Экадаши 12 марта- Экадаши
12 января – выход из поста с 8.53 до 11.23 11 февраля- выход из поста с 8.03 до 11.11 13 марта — выход из поста с 6.51 до 10.43
27 января — Экадаши 25 феврля — Экадаши 27 марта — Экадаши
28 января — выход из поста с 8.31 до 11.19 26 февраля — выход из поста с 7.29 до 10.58 28 марта — выход из поста с 6.12 до 10.27

 

Апрель Май Июнь
11 апреля — Экадаши 10 мая — Экадаши 9 июня — Экадаши
12 апреля -выход из поста с 6.33 до 10.08 11 мая — выход из поста с 7.33 до 10.46 10 июня — выход из поста с 4.46 до 10.35
25 апреля — Экадаши 24 мая — Экадаши 23 июня — Экадаши
26 апреля — выход из поста с 5.59 до 10.58 25 мая — выход из поста с 5.19 до 10.39 24 июня — выход из поста с 4.45 до 8.42

 

Июль Август Сентябрь
9 июля — Экадаши 7 августа — Экадаши 5 сентября — Экадаши
10 июля — выход из поста с 4.59 до 10.43 8 августа — выход из поста с 5.47 до 9.23 6 сентября — выход из поста с 6.43 до 11.13
22 июля — Экадаши 21 августа- Экадаши 19 сентября — Экадаши
23 июля — выход из поста с 5.18 до 10.50 22 августа — выход из поста с 6.14 до 10.59 20 сентября — выход из поста с 7.43 до 11.18

 

Октябрь Ноябрь Декабрь
4 октября — Экадаши 3 ноября — Экадаши 2 декабря — Экадаши
5 октября — выход из поста с 8.18 до 11.25 4 ноября — выход из поста с 7.41 до 10.42 3 декабря — выход из поста с 8.38 до 11.05
19 октября — Экадаши 18 ноября — Экадаши 18 декабря — Экадаши
20 октября — выход из поста с 8.10 до 11.33 19 ноября — выход из поста с 8.12 до 10.54 19 декабря — выход из поста с 8.56 до 9.18
31 декабря — Экадашиsmile

Мой опыт проведения Экадаши

Признаюсь честно. Я соблюдаю далеко не каждый пост. Очень часто забываю о них, поэтому не считаю себя примерным кришнаитом. Но когда вспоминаю о нём, то стараюсь провести его насухую, т.е. на сухом голодании, полностью без еды и без воды.
Признаться, первый раз делать это было страшно. Отношение к голоду у меня спокойное, полдня без еды я могу провести не испытывая почти ни каких неудобств, поэтому перспектива продержаться сутки без еды меня не сильно пугала. Но без воды! Как это будет, я не знал.

Оказалось, что всё не так страшно, главное это решимость сделать это. Когда решил для себя, что сделаешь это, во что бы то ни стало, то всё становится на свои места, страх отступает, и ты просто делаешь то, что запланировал.

Физические ощущения при соблюдении поста
Худею во время такого сухого поста я не намного, грамм 500-800. Но поскольку сам достаточно сухой конституции, то и это становится заметным smile

Весь день во время поста я не чувствую каких-либо изменений в физическом состоянии, но утром следующего дня уже ощущаю слабость, иногда слегка кружит голову. Тёплый утренний душ почему-то становится неприятен, хочется холодного. Голода сильного обычно не бывает, но аппетит приходит во время еды, остановиться сложно, хотя мне кажется, что это больше психологический момент, потому, что наедаешься вполне нормально небольшим количеством еды, примерно раза в три меньше чем обычно.

Не могу сказать, что намного обостряется вкус. Да, некоторые моменты чувствуешь острее. Но происходит это скорее не от того, что ты голодал, а от того, что реально наслаждаешься едой, смакуешь её, а не просто кидаешь в топку, не замечая вкуса и не жуя.

Не могу я также и сказать о том, что в экадашные дни случаются какие-либо озарения, что медитация лучше или еще что-то. Я не чувствую ни особой энергетики этого дня, ни каких-то других чудес. Нет, обычный день, ты просто голодаешь и стараешься почаще вспоминать про создателя.

экадаши

Что даёт мне экадаши? Пожалуй это один из видов аскез, которые полезны для любого человека, который идёт по пути духовного развития. Подробней об аскезах и их значении я писал в статье «как стать энергичным человеком», а также «как усилить разум». Ознакомьтесь с ними, лишним это не будет.
В общем-то, пожалуй, для начала этой информации достаточно. А тем, кого интересует более углубленная философия этого явления, предлагаю прочитать еще и этот текст, который описывает Экадаши с позиций вайшнавской культуры. Его я взял на сайте ekadash.ru.

Если статья показалась вам полезной
, то рекомендую подписаться на обновления блога., так вы точно не пропустите полезной информации.

Экадаши — вайшнавский пост

Экадаши считается любимым днем Кришны, в который преданные воздерживаются от материальной деятельности. Экадаши – апракрита. Апракрита означает подобная пракрите, но сверхъестественная. Нас предостерегают, говоря, что экадаши не бренен, хотя он кажется таковым. Поскольку на него оказывает влияние луна, экадаши кажется принадлежащим этому миру. Жар мира и объём воды в теле увеличиваются из-за влияния луны, подобно тому, как луна влияет на отливы и приливы в океане. По мере приближения полной луны и новой луны объём воды в наши телах увеличивается.

Поэтому пост необходим, чтобы встретить им внешнее движение природы. Пост может спасти нас от этой специфической реакции. Рекомендуется пост, и, особенно, если человек не в состоянии поститься, то он может придерживаться рациона, который будет в меньшей степени служить причиной возбуждения, поэтому можно принимать анукалпу (не зерна). Мы постимся, чтобы сдерживать чувства, поскольку чувства в силу природного потока становятся в это время более интенсивными. В результате этого, человек будет возбужден и захочет наслаждаться – посягать на окружающий мир. Это неоправданное посягательство «я» следует контролировать, поэтому рекомендуется пост – это один путь.

Мы едим на экадаши лишь определённые продукты, поскольку они считаются менее вредными и менее возбуждающими тело. Кроме того, в «Хари-бхакти-виласе» говорится, что определённые грехи принимают прибежище в зернах и тех местах, которые мы однозначно должны избегать. Совершенный пост подразумевает даже отказ от воды (нирджал). Люди, неспособные обходиться без пищи, могу принимать фрукты, корни и молоко.

Кроме того, с духовной точки зрения, Сам Кришна испытывает большую потребность в наслаждении, а когда Кришна испытывает эту большую потребность, то преданным предоставляется большая возможность служить. Этот период предоставляет им большую возможность служить, поскольку Кришна хочет наслаждаться, и в это время преданные должны быть заняты тем, чтобы давать Ему все необходимое для Его наслаждения. Таким образом, первая причина – удовлетворение Кришны, а вторая причина – постясь, мы можем «иссушить» тело, и так дух наслаждения в нас ослабнет. Это объяснение общего характера. Существуют и многие другие обстоятельства.

Все сознательно, все личностно, и экадаши обладает своей личностной природой. Она в обществе всех свои спутниц отдает себя служению Кришне. Она не принимает пищу и не позволяет никому в своей группе принимать пищу или тратить время зря, но всегда занята служением Кришне. Нам говорят, что экадаши и двадаши любимы Хари – причина уже была объяснена. Хари будет удовлетворен любым малым служением, совершённым в эти дни.

Итак, двадаши и экадаши рассматриваются как любимые дни Кришны. Соблюдение экадаши носит обязательный характер – хотя двадаши также почитается как любимый Хари. Тем не менее, экадаши отдаётся предпочтение. двадаши отдается предпочтение перед экадаши лишь в восьми случаях, определяемых комбинацией накшатры, титхи и т. д. В этих восьми случаях мы соблюдаем Маха-двадаши, а не экадаши. Даже малое служение, совершаемое в экадаши и двадаши, приносит великую награду. Награда подразумевает, что наши стремление служить и искренность возрастут в это специфическое время. В более глубоком смысле, это означает, что Хари хочет принимать больше служения. Это удача слуг, что Хари требует от своих слуг большего, поэтому для слуг становится более важным совершать служение во время экадаши и двадаши.

Также на двадаши мы не срываем листья туласи, поскольку считается, что Туласи-деви постилась на экадаши.

Еще говорится, что служение стоит на первом месте. Если я пощусь и не пью воду, то рискую упасть и лишиться способности совершать служение Господу. Это нежелательно. Поэтому принимать анукалпу и совершать служение Господу – лучше. Лучше служить, чем сидеть праздно. Поэтому, если прасада-сева воспринимается как служение, то это самое лучшее. Но, в то же самое время, следует учитывать индивидуальную позицию преданного. Сахаджийи не постятся в экадаши вовсе. Они говорят: «О, мы находимся во Вриндаване – здесь не нужно поститься». Но Шрила Прабхупада (Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур) не любил этого – по его мнению, сахаджийа, прикрываясь кришна-бхакти, продолжают кормить чувства. Но, когда необходимо для служения Кришне сохранить тело, мы принимаем прасадам – мы не желаем поститься так, что станем обессилены. Так мы почитаем экадаши. Если пост не препятствует нашему служению, мы можем поститься.

Однажды в день Джанмаштами Хаягрива Брахмачари (позднее – Мадхава Махарадж) должен был организовать визит Прабхупады в Матхуру, где тот намеревался соблюдать Пурушотама-масу. Хаягриву хотели послать заранее, чтобы нанять подходящий дом. В день, когда он должен был выехать, случился Джанмаштами. Прабхупада попросил своего личного повара накормить Хаягриву рисом. «Ему предстоит утомительное путешествие, он будет истощён – ему предстоит осуществить серьёзную задачу, снять дом». Таким был его приказ. Но Хаягрива колебался, и колебался повар. Так или иначе, Хаягрива не стал есть в день Джанмаштами рис – вместо этого поел сабджи (с тапиокой), бананы и творог. Однако, если бы на его месте оказался профессор Санньял, то он непременно съел бы рис – настолько слепо он выполнял все указания Прабхупады. Он сказал бы: «О, Прабхупада попросил меня принять рис – я должен съесть рис!» Такой была его линия мысли. Но Хаягрива колебался: «Нет, нет, в этом нет необходимости, я достаточно силён. Я способен выполнять мой долг».

Опять же, когда Прабхупада хотел есть в день поста, он принимал анукалпу. Мой Гуру Махарадж чувствовал, что уместное питание дает максимум энергии, благодаря которой можно хорошо служить. Такой была его максима. Кришна – не банкрот. Принимай максимум прасадама и совершай максимум служения. Принимай все, что необходимо для дела Кришна – не для себя лично. Ты принадлежишь Кришне, поэтому, если ты станешь слабым и все служение пострадает, ты окажешься в проигрыше. «Мои солдаты должны быть хорошо накормлены и на славу сражаться». Таким был принцип моего Гуру Махараджа.